Домна или доменные печи

Домна или доменные печиДнём и ночью, в выходные дни, в праздники горят неутомимые печи, в которых из руды выплавляют чугун. Их называют доменными или просто домнами.
Человек ещё в древности умел получать в печах железо из железной руды. Ведь железо в природе встречается не в чистом виде, а только в соединении с кислородом. Это и есть железная руда. Выплавляют железо из руды в доменных печах. Точнее, в доменных печах получают не чистое железо, а его сплав с углеродом — чугун.

Древние домны похожи на маленькие глиняные башни, сужающиеся кверху. Кое-где они сохранились и до наших дней, например в Африке. А современные домны — это гигантские сооружения высотой с 30-этажный дом, и сделаны они из стали и огнеупорного кирпича. Одни из самых мощных в мире домен — в нашей стране. В год каждая наша домна выплавляет столько металла, сколько в начале 20-го века выплавляли все домны России.
Но как ни отличаются по виду современные домны от древних, устроены они в основном так же. И цель перед ними та же — освободить железо из «плена» кислорода. И загружают домны теми же материалами — углём и рудой. Только уголь теперь перед плавкой подвергается специальной обработке: ведь в нём содержится много примесей, крайне вредных для металла. Поэтому уголь коксуют, то есть освобождают его от вредных примесей. Делают это так: уголь размалывают в мельчайший порошок и затем спекают. Вредные примеси при этом отделяются. Получается кокс.
Руду и кокс загружают в домну сверху, через колошник, послойно: слой кокса, слой руды и вновь кокс. Руда и уголь опускаются в среднюю часть домны — шахту, а затем в нижнюю часть — в горн.
Чтобы кокс горел жарче, снизу в печь вдувают воздух. В этом жару кокс жадно отбирает у руды кислород — образуется чистый металл. Он стекает вниз. Когда металла скапливается много, в горне пробивают отверстие — лётку — и выливают его. Делают это несколько раз в сутки, через точно установленное время. Жидкий металл из домны по жёлобу течёт в канавы, выложенные огнеупорной массой, а дальше — в стоящие наготове на железнодорожных путях ковши. Затем металл идёт на дальнейшую переработку. А лётку заделывают огнеупорной глиной и ждут, когда в горне снова скопится достаточно металла.

Комментарии запрещены.